Рекомендации по оформлению и предоставлению аттестационного портфолио педагогического работника образовательной организации
на аттестацию в целях установления квалификационной категории
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников традиционно проводится в рамках аттестации. Особое внимание уделяется оценке качества целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности, оценке способности накапливать профессиональный опыт и рационально его использовать, оценке результатов педагогической деятельности в динамике вклада в повышение качества образования.
Основная цель создания аттестационного портфолио - проанализировать и представить значимые результаты профессиональной деятельности педагогического работника за межаттестационный (доаттестационный) период. Назначение аттестационного портфолио - быть предметом экспертизы при оценке профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории.
Следует отметить, что образца портфолио, общепринятой модели портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует. Поэтому Министерство образования РМ разработало рекомендации по оценке портфолио, перечень критериев оценки, согласно которым педагогам удобнее структурировать свои профессиональные результаты для объективной и эффективной оценки экспертами.
Структура аттестационного портфолио разработана в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 и примерными показателями по должностям в инструктивном письме МО РМ от 20.08.2019 №3272 «Методические рекомендации по использованию инструментария оценки портфолио».
Педагог располагает портфолио на сайте образовательной организации в срок, не превышающий 7 дней после подачи заявления.
Республиканская аттестационная комиссия провела анализ представлений портфолио аттестуемых педагогов на сайтах образовательных организаций в 2019-2020 учебном году. По результатам проверки обращаем внимание всех руководителей образовательных организаций на необходимость усиления контроля за содержанием сайтов: удаление неактуальной информации, обеспечение возможности своевременного расположения портфолио педагогов, личного просмотра аттестационных материалов педагогов.
Для эффективной оценки портфолио экспертами руководителям и педагогам следует учитывать следующее.
- В портфолио размещаются только документы, подтверждающие профессиональные результаты, а не квалификацию. Не рекомендуется размещать в портфолио: диплом об образовании, трудовую книжку, свидетельства о прохождении курсов, участия в семинарах и вебинарах.
- Если аттестуемый педагог является руководителем (заместителем руководителя), необходим приказ (договор), подтверждающий то, что он ведет часы.
- Все справки, подтверждающие факты профессиональной деятельности педагога, должны содержать дату, подпись, печать.
- Работодатель подписывает только факты уровня образовательной организации.
- Если нет фактов по критерию, справка о его отсутствии не требуется.
- Критерий «Стабильные/положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией». В нем указываются результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией: для первой квалификационной категории - стабильные положительные результаты; для высшей - достижение положительной динамики за три года. Если нет возможности сравнить показатели по годам, необходимо представить справку-пояснение.
- Критерий «Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде» касается только учителей, преподаваемые предметы которых входят в перечень Всероссийской предметной олимпиады школьников (не распространяется на учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства, черчения, родного языка, православной культуры, риторики и т.д.).
- Участие в выборной кампании, членство в партии не является общественно-педагогической деятельностью (это только общественная, а не общественно - педагогическая).
- Критерий «Наставничество». Справка должна содержать копию приказа и конкретную деятельность наставника, согласно плану.
- Критерий «Экспериментальная деятельность». Справка содержит приказ о создании экспериментальной площадки, приложение о составе участников эксперимента и конкретные результаты экспериментальной деятельности (не просто участие, а положительные результаты).
- В разделе «дополнительная информация» размещаются документы, подтверждающие положительные результаты профессиональной деятельности, неучтенные в критериях.
- Представление собственного педагогического опыта следует делать в форме сочинения на тему «Чего я достиг в профессиональном плане за межаттестационный период?» с описанием конкретных результатов, которые подтверждены документами в портфолио.
Желаем всем педагогам успешно пройти аттестацию!